Обязан ли работодатель вести воинский учет работников

Как распределить работу по воинскому учету между сотрудниками кадровой службы?

Обязан ли работодатель вести воинский учет работников
25 Февраля, 2013

Светлана Домкина, менеджер отдела кадрового администрирования Intercomp Global Services.
25.02.2013. «Кадровое дело»

Работа по воинскому учету предполагает регистрацию сотрудников призывного возраста и состоящих в запасе, а также анализ сведений об их количестве и сбор персональных данных военнообязанных. Работодатели обязаны вести такой учет, но зачастую пренебрегают этим требованием.

Светлана Домкина, менеджер отдела кадрового администрированияIntercomp Санкт-Петербург.

Обязан ли индивидуальный предприниматель вести воинский учет работников? – Нет, не обязан.

Можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на менеджера по персоналу? – Да, можно.

В какой срок необходимо представлять в военкомат сведения о военнообязанных гражданах, принятых на работу? – В течение двух недель с даты приема на работу.

Работа по воинскому учету предполагает регистрацию сотрудников призывного возраста и состоящих в запасе, а также анализ сведений об их количестве и сбор персональных данных военнообязанных. Работодатели обязаны вести такой учет, но зачастую пренебрегают этим требованием.

Основная причина – неправильное распределение обязанностей между сотрудниками, из-за чего никто не желает принимать на себя лишнюю нагрузку.

Как правильно организовать воинский учет в компании? Сколько сотрудников должны его вести? Как проверить качество такой работы?

Кого можно обязать вести воинский учет?

Воинский учет сотрудников обязаны вести абсолютно все компании независимо от формы собственности за счет собственных средств (подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»). Только индивидуальные предприниматели могут избежать этой обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 13798/08).

По общему правилу ответственность за организацию и ведение воинского учета несет руководитель организации (п. 9 Положения о воинском учете). Но он может поручить другому сотруднику заниматься учетной работой и нести за нее ответственность (п. 54 Положения о воинском учете). При этом важно соблюсти два условия:

  • воинский учет поручается сотруднику, который знает порядок ведения такой работы и нормативные правовые акты, его регламентирующие;
  • обязанности специалиста, занимающегося воинским учетом, закрепляются непосредственно в трудовом договоре либо в отдельной должностной инструкции, которая является приложением к договору (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Внимание!
Сведения об организации автоматически поступают в военный комиссариат не позднее пяти рабочих дней с момента ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Если функция сотрудника не предусматривает ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на него, оформив внутреннее совмещение или совместительство.

Число сотрудников, которые будут вести воинский учет, зависит от количества военнообязанных в организации (таблица на стр. 51).

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Определяем число работников, ответственных за воинский учет в организации (п. 12 Положения о воинском учете)

Количество работников, состоящих на воинском учете1 Количество работников, ведущих воинский учет
500 Один работник-совместитель
От 500 до 2000 Один, освобожденный от других обязанностей
От 2000 до 4000 Два освобожденных2
На каждые последующие 3000 Плюс один освобожденный от других обязанностей
ДокументПоможет вам
Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете),Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ (далее – Методические рекомендации) Организовать и вести воинский учет в компании
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Уточнить требования к ведению воинского учета

Какие обязанности поручить?

Для сотрудника, который будет вести работу по воинскому учету, надо разработать и утвердить обязанности. Обычно они оформляются в форме должностной инструкции, которую утверждает руководитель организации.

Проект приказа о назначении ответственного за воинский учет согласовывается с руководителем военкомата до подписания трудового договора с работником (п. 22 Методических рекомендаций).

Это значит, что военкомат в свою очередь окажет вам методическую помощь в организации воинского учета, проверит сроки, указанные в приказе, формулировки и др.

должностных обязанностей практически не зависит от числа сотрудников, состоящих на воинском учете. Такую работу можно условно поделить на три составные части:

  1. Постановка на воинский учет принятых на работу сотрудников (заключивших трудовой договор). Сбор, хранение и обработка полученных сведений.
  2. Поддержание в актуальном состоянии информации о воинском учете.
  3. Снятие сотрудника с воинского учета при прекращении с ним трудовых отношений (п. 27, 30 и 32 Положения о воинском учете).

Принимая новых сотрудников, специалист по воинскому учету поэтапно выполняет следующие действия:

  • проверяет наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записи в них о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
  • заносит данные сотрудников в личные карточки из их документов воинского учета. К таким документам относятся: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников), военный билет, временное удостоверение, выданное взамен военного билета (для военнообязанных запаса);
  • разъясняет работникам их обязанности по воинскому учету, а именно: оповещает их о порядке мобилизационной подготовки и об ответственности за неисполнение требований закона;
  • информирует военкоматы о нарушениях, обнаруженных в документах воинского учета: неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов. А также о сотрудниках, которые не выполняют обязанности по воинскому учету;
  • отчитывается о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления. Направляет туда ряд сведений о работниках: например, списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при приеме и увольнении их с работы и др. (таблица на стр. 53). Если работник, осуществляющий воинский учет, находится в отпуске, работодатель приказом назначает временно другого работника.

Обязанности работодателя по воинскому учету (п. 29 Методических рекомендаций)

Срок ОбязанностьОтветственность за нарушение
Две недели Направлять в военкомат сведения о принятых на работу/уволенных с работы военнообязанных Штраф от 300 до 1000 руб. (ч. третья ст. 21.4 КоАП РФ)
Ежегодно до 1 ноября Представлять в военкомат списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет Штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ)
Ежегодно Сверять данные о воинском учете в личных карточках работников, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета, и со сведениями военкоматов Не установлена
Три дня (срок, указанный в повестке) Сообщать работникам о вызовах (повестках) военкоматов Штраф от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ)

Как проверить результаты работы по воинскому учету?

Чтобы проверить, правильно ли в вашей компании организован воинский учет сотрудников, проведите специальный аудит – внутреннюю проверку. Для этого создайте комиссию, возглавляемую, например, начальником отдела кадров.

Задача такой «инспекции» – удостовериться, что сбор, хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках проходят в соответствии с Положением о воинском учете и Методическими рекомендациями.

Если в ходе аудита комиссия обнаружит недочеты, их следует зафиксировать, составив специальный акт. А затем ликвидировать нарушения, оформив недостающие документы и представив в военкомат все необходимые сведения.

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере не превышает двух месяцев со дня их совершения (ч.

1 ст. 4.5 КоАП РФ).

При временном отсутствии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок другого сотрудника. Все документы, необходимые для работы, передаются по акту.

Источник:
«Журнал «Кадровое дело» №2, февраль 2013 года.

Источник: //sber-solutions.ru/press-center/articles/publications-2013-02-25/

Как вести воинский учет сотрудников – НалогОбзор.Инфо

Обязан ли работодатель вести воинский учет работников

Кто обязан  учет

Организации обязаны вести воинский учет своих сотрудников (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Воинский учет нужно вести в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), и Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Ситуация: нужно ли вести воинский учет сотрудников предпринимателю?

Предприниматель не обязан вести воинский учет (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Вместе с тем, он, как и другие работодатели, должен запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Однако ответственность за несообщение о приеме сотрудников без воинских документов предусмотрена только для организаций (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Поэтому предприниматель может вести документы воинского учета (например, заносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника), но представлять информацию о сотрудниках в военкомат не обязан.

Кроме того, предприниматель не вправе отказывать соискателю, не представившему необходимые документы о воинском учете, в приеме на работу.

Кто подлежит учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Об этом говорится в пункте 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Ситуация: как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету?

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации (п. 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» (п. 11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).

Кто не подлежит учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами России;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Такие правила установлены пунктом 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Уведомление военкомата

О приеме и увольнении сотрудника, который подлежит воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Направить сведения можно по форме из Методических рекомендаций, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Если не представить такие сведения, будет наложен административный штраф (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Виды воинского учета

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в пункте 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Документы воинского учета

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета (п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Если такие документы не предъявлены, организация обязана сама запросить сведения о статусе человека (решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351).

К документам воинского учета относятся:

  • для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных мужчин – военный билет, военный билет офицера запаса, временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса.

Принадлежность женщин к категории военнообязанных граждан подтверждает штамп в паспорте.

Это следует из пунктов 28 и 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Ситуация: можно ли отказать в приеме на работу лицу, не предъявившему документы воинского учета?

Нет, нельзя.

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета (решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351).

Однако Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. 3 и 64 ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Кто отвечает за учет

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Он может назначить сотрудника, ответственного за военно-учетную работу. Для этого издается приказ.

В приказе также укажите, какой сотрудник будет заменять ответственного за воинский учет сотрудника во время его отсутствия (например, отпуска или командировки). В случае временного отсутствия ответственный за воинский учет сотрудник должен по акту передать второму сотруднику документы для ведения учета.

Об этом сказано в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Ситуация: можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера?

Да, можно.

Для этого обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Если обязанности сотрудника не предусматривают ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на бухгалтера, оформив внутреннее совмещение или совместительство.

Сколько нужно сотрудников для ведения учета

Чтобы определить количество сотрудников, необходимых для ведения воинского учета, следует ориентироваться на нормы нагрузки, установленные законодательством по числу лиц, подлежащих воинскому учету.

Согласно указанным нормам заниматься воинским учетом в организации должны:

  • один сотрудник-совместитель при наличии менее 500 работников, подлежащих воинскому учету;
  • один основной сотрудник при наличии на воинском учете от 500 до 2000 работников;
  • два основных сотрудника при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 работников;
  • один основной сотрудник на каждые последующие 3000 работников, состоящих на воинском учете.

Общее количество сотрудников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется ежегодно исходя из количества сотрудников, состоящих в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего года, с применением вышеуказанных норм.

При наличии в организации двух и более сотрудников, осуществляющих воинский учет, следует создать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Об этом говорится в пунктах 12 и 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Обязанности сотрудника

В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников.

В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

2. Вести воинский учет сотрудников.

А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки по форме № Т-2 или по самостоятельно разработанной форме. Такой порядок следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету.

В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета.

А именно о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.

Представлять туда:

  • списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы (в двухнедельный срок);
  • списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);
  • списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

А именно:

  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Ситуация: может ли военкомат провести проверку правильности организации воинского учета?

Да, может.

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

При проведении проверки военные комиссариаты устанавливают:

  • полноту охвата граждан воинским учетом;
  • качество осуществления воинского учета;
  • полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках людей, подлежащих воинскому учету;
  • организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета, которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях. Форма журнала утверждена приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 21.1–21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Такие правила установлены подпунктом 8 пункта 17 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609, пунктами 3–9 приложения № 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495.

Ответственность

За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность (п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафа составляет:

  • за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, – от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, – от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, – от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, – от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ).

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Источник: //NalogObzor.info/publ/kadrovyj_uchet/trudovye_otnoshenija/kak_vesti_voinskij_uchet_sotrudnikov/116-1-0-3032

Кого можно обязать вести воинский учет?

Воинский учет сотрудников обязаны вести абсолютно все компании независимо от формы собственности за счет собственных средств (подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»). Только индивидуальные предприниматели могут избежать этой обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 13798/08).

По общему правилу ответственность за организацию и ведение воинского учета несет руководитель организации (п. 9 Положения о воинском учете). Но он может поручить другому сотруднику заниматься учетной работой и нести за нее ответственность (п. 54 Положения о воинском учете). При этом важно соблюсти два условия:

  • воинский учет поручается сотруднику, который знает порядок ведения такой работы и нормативные правовые акты, его регламентирующие;
  • обязанности специалиста, занимающегося воинским учетом, закрепляются непосредственно в трудовом договоре либо в отдельной должностной инструкции, которая является приложением к договору (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Внимание!

Сведения об организации автоматически поступают в военный комиссариат не позднее пяти рабочих дней с момента ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Если функция сотрудника не предусматривает ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на него, оформив внутреннее совмещение или совместительство.

Число сотрудников, которые будут вести воинский учет, зависит от количества военнообязанных в организации (таблица на стр. 51).

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Количество работников, состоящих на воинском учете1Количество работников, ведущих воинский учет
500Один работник-совместитель
От 500 до 2000Один, освобожденный от других обязанностей
От 2000 до 4000Два освобожденных2
На каждые последующие 3000Плюс один освобожденный от других обязанностей
ДокументПоможет вам
Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете),Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ (далее – Методические рекомендации)Организовать и вести воинский учет в компании
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»Уточнить требования к ведению воинского учета

Для сотрудника, который будет вести работу по воинскому учету, надо разработать и утвердить обязанности. Обычно они оформляются в форме должностной инструкции, которую утверждает руководитель организации.

Проект приказа о назначении ответственного за воинский учет согласовывается с руководителем военкомата до подписания трудового договора с работником (п. 22 Методических рекомендаций).

Это значит, что военкомат в свою очередь окажет вам методическую помощь в организации воинского учета, проверит сроки, указанные в приказе, формулировки и др.

должностных обязанностей практически не зависит от числа сотрудников, состоящих на воинском учете. Такую работу можно условно поделить на три составные части:

  • Постановка на воинский учет принятых на работу сотрудников (заключивших трудовой договор). Сбор, хранение и обработка полученных сведений.
  • Поддержание в актуальном состоянии информации о воинском учете.
  • Снятие сотрудника с воинского учета при прекращении с ним трудовых отношений (п. 27, 30 и 32 Положения о воинском учете).

Принимая новых сотрудников, специалист по воинскому учету поэтапно выполняет следующие действия:

  • проверяет наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записи в них о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
  • заносит данные сотрудников в личные карточки из их документов воинского учета. К таким документам относятся: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников), военный билет, временное удостоверение, выданное взамен военного билета (для военнообязанных запаса);
  • разъясняет работникам их обязанности по воинскому учету, а именно: оповещает их о порядке мобилизационной подготовки и об ответственности за неисполнение требований закона;
  • информирует военкоматы о нарушениях, обнаруженных в документах воинского учета: неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов. А также о сотрудниках, которые не выполняют обязанности по воинскому учету;
  • отчитывается о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления. Направляет туда ряд сведений о работниках: например, списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при приеме и увольнении их с работы и др. (таблица на стр. 53). Если работник, осуществляющий воинский учет, находится в отпуске, работодатель приказом назначает временно другого работника.

Обязанности работодателя по воинскому учету (п. 29 Методических рекомендаций)

СрокОбязанностьОтветственность за нарушение
Две неделиНаправлять в военкомат сведения о принятых на работу/уволенных с работы военнообязанныхШтраф от 300 до 1000 руб. (ч. третья ст. 21.4 КоАП РФ)
Ежегодно до 1 ноябряПредставлять в военкомат списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 летШтраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ)
ЕжегодноСверять данные о воинском учете в личных карточках работников, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета, и со сведениями военкоматовНе установлена
Три дня (срок, указанный в повестке)Сообщать работникам о вызовах (повестках) военкоматовШтраф от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ)

Нажмите чтобы увеличить

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Алена Лачугина – документовед муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» (г. Бийск):

– Обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника. Если этого нет, то с согласия сотрудника ему можно поручить дополнительную работу по ведению воинского учета и установить доплату.

Галина Тыщенко – начальник отдела кадров ФГУП «Научно-исследовательский институт автоматики» (Москва):

– Основную нагрузку по ведению воинского учета целесообразно возложить на сотрудника, который ведет работу с личным составом. А именно: заполняет личные карточки, готовит справки, вносит изменения в документы, содержащие персональные данные и др.

Светлана Домкина – менеджер отдела кадрового администрирования Intercomp Global Services (Санкт-Петербург):

– При временном отсутствии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок другого сотрудника. Все документы, необходимые для работы, передаются по акту.

Зульфия Юпашевская – заместитель директора департамента по кадровым услугам, аутсорсинговое подразделение БДО (Россия):

– За правонарушения в области воинского учета установлена административная ответственность. При этом к ней могут быть привлечены как руководители организаций, так и должностные лица, ответственные за военно-учетную работу.

1 Количество таких сотрудников определите по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

2 Если учетных работников двое, то их объединяют в отдельное подразделение – военно-учетный стол (п. 13 Положения о воинском учете), а одного из них назначают начальником военно-учетного стола.

Редакция журнала «Кадровое дело»

Источник: //delovoymir.biz/kak-raspredelit-rabotu-po-voinskomu-uchetu-mezhdu-sotrudnikami-kadrovoy-sluzhby.html

Самое важное о воинском учете в организации в 2018 году

Обязан ли работодатель вести воинский учет работников

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.

), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

Менее 500

Один сотрудник-совместитель

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности.

Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты.

Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью.

При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок.

Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Правонарушение

Административные санкции

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Источник: //kontur.ru/articles/5158

Вопрос по праву
Добавить комментарий