Ликвидация ооо налоговым органом

Обжалование решения налоговой службы о ликвидации ООО

Ликвидация ооо налоговым органом

Российское законодательство оставляет право за ФНС на ликвидацию ООО в определенных случаях. Такое закрытие фирмы происходит принудительно и у учредителей нет прямого права его отменить. Важно не доводить деятельность до такой ситуации, а если она все же произошла, то действовать надо правильно и незамедлительно.

Ликвидация ООО по решению ФНС часто нарушает права кредиторов. Поэтому мы выделили обжалование решения налоговой о ликвидации ООО (юридического лица) в приоритетное направление нашей работы.

Инструкция по обжалованию решения налоговой службы о ликвидации ООО

Самый простой и надежный способ обжалования – это подача иска, в котором выдвигается требование признать запись в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия недействительной.

Потому наиболее оптимальным считается вариант, содержащий следующие пункты:

  1. признать недействительным решение налогового органа о государственной регистрации в связи с ликвидацией;
  2. признать недействительной регистрационную запись о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Также кредитор, чьи права были нарушены, может предъявить иск о возмещении убытков членам ликвидационной комиссии или самому ликвидатору. Он должен доказать, что получил убытки в результате их действий или бездействия.

Сроки обжалования решения налоговой службы о ликвидации компании

Помимо трехмесячного срока, на протяжении которого можно начать обжалование ликвидации предприятия, законодательством предусмотрен специальный срок в 1 год. В ст. 22 Закона «О государственной регистрации…» сказано, что в течении этого срока кредиторы или другие лица, чьи интересы были затронуты в результате ликвидации юр лица, могут обжаловать это решение.

Срок на обжалование отсчитывается с того дня, когда истцы узнали о том, что их права были нарушены. Как правило, такой точкой отсчета является день, когда в «Вестнике государственной регистрации» было официально опубликовано сообщение о ликвидации компании.

Но суд может определять срок давности конкретного дела, не опираясь на эту дату. Ему необходимо выяснить все обстоятельства и узнать точно, когда именно права истцов были нарушены. Когда срок давности дела истекает, истцы больше не имеют права обжаловать решение о ликвидации. Исключением являются случаи, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта.

В каких случаях происходит ликвидация ООО по решению налоговой службы

  1. Фирма ведет деятельность с грубым нарушением законов.
  2. Компания ведет деятельность, которая подлежит лицензированию, но лицензию при этом не получила.
  3. Наличие записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений
  4. Компания больше не ведет свою деятельность.

О последнем двух пунктах поговорим особо, так как именно они чаще всего становится “подарком” от налоговой для предпринимателя.

Если в течении 6 мес., с даты внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ, компания не предпримет действий для ее исправления, то такая компания подлежит ликвидации.

Статья 21.1 ФЗ 129 говорит о двух основных признаках, наличии которых позволяет считать, что деятельность компания больше не ведет.

  • Отчетные документы, предусмотренные законодательством, не предоставлялись в налоговую инспекцию в течение 12 месяцев.
  • На банковских счетах, принадлежащих компании, движение средств отсутствовало в течение 12 месяцев.

Ст. 21.2 ФЗ 129 предписывает ФНС принять решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.

Если инспекторы налоговой зафиксируют отсутствие деклараций и бухгалтерских проводок в указанный срок, то запись в ЕГРЮЛ о вашем ООО удаляется.

Однако, в 2015 году Конституционный суд признал ст. 21.1 частично не соответствующей основному закону страны. Норму обжаловали предприниматели из Алтайского края. Компания «Отделсервис» инициировала банкротство компании «Лидер» в арбитражном суде. 11 декабря 2013 года последняя была признана банкротом.

При этом 12 декабря того же года фискальные органы исключают сведения ООО «Лидер» из ЕГРЮЛ. На основании решения налоговой инспекции суд прекращает процедуру конкурсного производства, и требования кредиторов остаются неисполненными.

Как посчитал Конституционный суд, такая коллизия нарушает права предпринимателей.

Несмотря на то, что решение было опубликовано в «Российской газете», изменения в 129 закон до сих пор не внесены, однако налоговая инспекция потеряла право ликвидировать компании в административном порядке в том случае, если они находятся в стадии банкротства.

Поэтому решение инспекции в аналогичной ситуации придется обжаловать в суде.

Алгоритм действий инспекторов налоговой

Если компания не сдает декларацию, пусть даже “нулевую”, то попадает в “черный” список компаний-молчунов. По этим спискам делаются запросы в банки, в которых открыты счета. Если нет движения средств на счетах, а сами они пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.

Вот почему так важно регулярно сдавать “нулевую” отчетность, если хозяйственная деятельность не ведется!

Закон отводит три дня на то, чтобы поместить информацию в СМИ. Им по умолчанию служит «Вестник государственной регистрации».

После публикации информации в этом СМИ инспекторы в течение трех месяцев ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. В этом списке может быть и само ликвидируемое ООО. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке.

Принудительная ликвидация ООО по инициативе налоговой службы предусмотрена для защиты других компаний. Считается, что сделки с компанией, которая фактически прекратила свое существование, могут принести существенные убытки.

Еще раз напоминаем, что в случае, когда деятельность не ведется, нужно не забывать о своевременной сдачи нулевых деклараций. В противном случае компанию принудительно “зачистят” из Госреестра.

Источник: https://legalandlegal.ru/catalog/likvidatsiya-ooo-fns

Принудительная ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей

Ликвидация ооо налоговым органом

Налоговая инспекция имеет полномочия принудительно ликвидировать ООО, если выявлены признаки нарушений, позволяющие исключить фирму из реестра ЕГРЮЛ. Такая процедура не связана с судебным иском и проходит по упрощённой схеме, без учёта мнения учредителей, руководства компании. 

Когда ООО принудительно исключают из ЕГРЮЛ

Отделение ФНС имеет право инициировать эту процедуру при следующих обстоятельствах:

  • Учредители компании занимается видом деятельности, требующим лицензирования, не получив для этого лицензию;
  • Предприятие в ходе финансово-хозяйственной деятельности нарушает российские законы;
  • Отсутствует движение средств на счетах ООО;
  • Организация в течение года не сдаёт отчётность в налоговые органы;
  • Организация не располагает достаточными средствами для проведения официальной процедуры принудительной ликвидации;
  • Использование фальшивого юридического адреса;
  • Учредителями фирмы предоставлены ложные сведения при регистрации.

Последствия для учредителей выражаются в передаче дела в суд или одностороннем исключении из ЕГРЮЛ организации, деятельность которой фактически прекращена. 

Принудительная ликвидация через суд и его последствия 

Принудительная ликвидация действующей фирмы может быть осуществлена по инициативе ФНС только в судебном порядке.

Налоговый орган должен собрать факты, подтверждающие неоднократное нарушение закона в ходе финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой организацией.

Готовится аргументированный иск, дополнительно подтверждённый документами, удостоверяющими факт нарушения законодательства. Если суд его удовлетворит, то формируется комиссия для принудительной ликвидации ООО по инициативе налоговой.

Уполномоченная группа лиц закрывает счета в банках, формирует промежуточный баланс (ПЛС), принимает требования со стороны кредиторов и проводит аудит ООО для выявления причин, приведших к принудительной ликвидации.

Формируется окончательный баланс (ОЛС) и осуществляется оплата госпошлины в размере 20% от той суммы, которая была уплачена при регистрации фирмы.

Последствия заключаются в исключении ООО из ЕГРЮЛ и выдаче соответствующего свидетельства, которое направляют основному учредителю и руководителю организации. 

Упрощённый порядок ликвидации ООО налоговой и его последствия 

Принудительная ликвидация налоговой ООО может проходить в упрощённом порядке и заключаться в исключении из ЕГРЮЛ без решения суда. Такие последствия возможны, если учредители компании на протяжении года не вели финансово-хозяйственной деятельности и не сдавали отчётность в ФНС, а на счетах ООО отсутствует движение средств. Налоговая действует по следующей схеме:

  • Осуществляется выборка компаний, длительное время не предоставляющих налоговую отчётность;
  • Делается запрос в банки, в которых у этих предприятий открыты расчётные счета;
  • Выбирают ООО, на счетах которых на протяжении года не было движения средств;
  • Налоговая публикует в средствах массовой информации сведения о принудительной ликвидации ООО за три дня до исключения фирмы из ЕГРЮЛ;
  • Если руководство организации не опротестовывает это решение в суде, то компанию принудительно ликвидируют.

Однако если заинтересованные лица, в частности учредители или кредиторы, подадут заявление в суд, то процесса исключения из реестра по упрощённой схеме будет прекращен. Когда заявление подаётся от заимодавцев, желающих вернуть свои деньги, а у ООО нет средств для погашения обязательств, инициируют процедуру банкротства. 

Внимание! Если налоговая планирует исключить фирму из ЕГРЮЛ, но выявляет у неё задолженности по налогам, то она обязана подать заявление, выступая в качестве кредитора, прекращая процедуру административной принудительной ликвидации. 

Ликвидация ООО при предоставлении неверных данных в реестр и последствия

Отдельная процедура принудительной ликвидации по инициативе налоговой разработана в случаях, когда учредители компании предоставили неверные данные, касающиеся официального юридического адреса или других сведений, который вносятся в реестр. Последствия будут выражаться в совершении сотрудниками налоговой службы, следующих действий:

  • Сбор персональных данных;
  • Запрос справок;
  • Информация от арендодателей.

Если выясняется, что касающиеся юридического адреса предоставленные сведения неверны (или изменились), и на текущий момент не соответствуют действительности, то на предприятие отправляют официальное уведомление, в котором содержится настоятельная просьба изменить данные в реестре.

Учредители компании получают на это 30 дней. Если руководство не выполнит эти требования, то последствия выразятся в проставлении в ЕГРЮЛ отметки, означающей, что информация неверна.

Если руководство и учредители ООО в течение полугода не предпримут никаких действий для исправления этой ситуации, то фирма автоматически исключается из реестра ЕГРЮЛ. 

Основные последствия для учредителей при закрытии ООО налоговыми органами

Когда проводится принудительная ликвидация ООО налоговой, последствия для учредителей могут быть разные, зависит это от того, остались ли долги после закрытия фирмы и какие нарушения допускались учредителями в процессе осуществления её финансово-хозяйственной деятельности. 

Если после закрытия компании к ней есть финансовые, имущественные претензии со стороны физических, юридических лиц, то они погашаются за счёт активов предприятия. Когда на момент принудительной ликвидации фактически прекратившего деятельность предприятия у него нет активов и средств, то последствия для учредителей заключаются в привлечении к солидарной ответственности. 

Если налоговая инспекция принудительно ликвидирует ООО в связи с фактическим прекращением деятельности, то могут быть последствия в виде штрафов от ФНС и ФСС за несвоевременное предоставление налоговой отчётности. Однако эти последствия будут применены в отношении непосредственного руководителя. Если таковым является учредитель, то эти штрафы в размере 500 рублей придётся платить ему лично.

Внимание! Если не оплатить штраф, то последствия ликвидации будут выражаться в запрете на выезд за границу.

Группа МИП поможет избежать последствий для учредителей при проведении принудительной ликвидации ООО налоговой или минимизировать их. Обратитесь к нашим юристам для консультации и сопровождения всей процедуры прекращения деятельности компании.

Похожие услуги по теме

Источник: https://advokat-malov.ru/reg-uslugi/prinuditelnaya-likvidaciya-ooo-nalogovoj-posledstviya-dlya-uchreditelej.html

Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Ликвидация ооо налоговым органом

Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.

Порядок закрытия фирмы

На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.

В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:

  1. Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
  2. Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
  3. Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.

Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.

Основания принудительного закрытия фирмы

Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:

  1. Систематическое несоблюдение нормативных предписаний. Ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона. К таковым относят ведение бизнеса без лицензии или допуска саморегулируемого объединения, легализацию криминальных доходов, недобросовестную конкуренцию, построение заведомо преступной коммерческой модели. Перечень причин открыт. Основанием же служит вступившее в силу решение суда.
  2. Наличие задолженности перед бюджетом. Просрочка в исполнении финансовых обязательств фирмы должна составить не менее 3 месяцев. Арбитражный суд возбуждает производство, если долг достиг отметки в 300 тыс. рублей (статьи 3 и 6 закона № 127-ФЗ от 26.1002).
  3. Фактическая остановка деятельности. Признаки, свидетельствующие о прекращении бизнеса, приведены в статье 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01. Норма относит к таковым отсутствие годовой отчетности и транзакций по банковским счетам за тот же период. Вывод, что деятельность не ведется, делают по итогам комплексной оценки. В суд не обращаются.
  4. Недостоверность данных в реестре. Запись о несоответствии сведений должна оставаться в ЕГРЮЛ не менее полугода. При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию (ст.21.1 закона 129-ФЗ). В этом случае допускается исключать предприятие из ЕГРЮЛ в административном порядке.
  5. Отсутствие денег на ликвидацию. В принудительном порядке организация исключается из государственного реестра, если возложить расходы на учредителей не представляется возможным. Судебное решение не требуется.

Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.

Стадии ликвидации компании

Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:

  1. Мониторинг. Налоговая служба создает реестр компаний-молчунов. Справочная база позволяет отслеживать так называемые брошенные фирмы. Если организация не сдает отчетные документы, инспекция начинает отсчет.
  2. Проверка активности. Следующим этапом процедуры становится анализ движений по счетам. Для этого сотрудниками контролирующего органа делаются запросы в банк.
  3. Принятие решения. Руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы, полученные в ходе мониторинга и проверки. Если все требования статьи 21.1 закона 129-ФЗ выполнены, издается акт об исключении сведений из ЕГРЮЛ. На этом этапе определяется ряд процедур, который должен быть соблюден. Порядок осуществления полномочий главы ИФНС закреплен приложением 4 к приказу ФНС РФ № САЭ-3-15/332@ от 18.07.05. Регламентом на руководителя возложены функции представления территориальной инспекции, в том числе при проведении проверочных мероприятий. Правила принятия решений определяются внутренними положениями ведомства. На практике оформление документа носит автоматический характер.
  4. Оповещение заинтересованных лиц. Информация о предстоящей ликвидации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Статус официального издания за источником закреплен распоряжением ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06. Сведения размещают не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения. В объявлении указывают порядок предъявления возражений, сроки и формы. Ждут заявлений от граждан и компаний в течение 3 месяцев. Отсчитывать срок лица, чьи интересы затрагиваются, должны со дня выхода сообщения.

Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.

Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.

Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.

Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/ooo/prinuditelnaya-likvidatsiya-yuridicheskogo-litsa-po-initsiative-ifns

Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС

Ликвидация ооо налоговым органом

Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Ликвидация ООО по решению суда

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

  • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.

Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:

  • ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
  • Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
  • Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
  • Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Ликвидация ООО по решению суда

Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:

  • Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
  • Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
  • Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
  • После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  • Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
  • Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

***

Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства. 

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/ooo/poryadok_prinuditelnoj_likvidacii_ooo_organom_fns/

Ликвидация компании по инициативе налогового органа

Ликвидация ооо налоговым органом

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения  статьи 21.1 Федерального закона РФ от     № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см.

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ.

В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты.  Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.

С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.

На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  • при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
  • адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  • наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  • при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ

Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все  с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность.

Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована.

На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п.

Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ.

Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см. п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ). Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:

  • принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.

ru  в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».

Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ.

Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний.

Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии  у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  • компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
  • компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.

Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы

Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения.  Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц  к  налоговой            ответственности.

В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности.

 Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ).

За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017). Согласно части 4 и 5 статьи 14.

25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет.

В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017). В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму.

Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.). Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации? Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения  взятых на себя обязательств.  

В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.

Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности.

Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора).

В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом.

Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129).

Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Источник: http://apgmag.com/diskvalifikatsiya-rykovoditeliya-likvidatsiya-kompanii/

Ликвидация фирмы (ООО) без налоговой проверки: 4 шага

Ликвидация ооо налоговым органом

Как показывает практика, многие компании не решаются прекратить свою деятельность из-за выездной налоговой проверки. Причины ликвидации ООО могут быть самыми разными, и невозможность ведения дальнейшего бизнеса из-за сложностей в сфере документооборота одна из них.

Возможно, руководитель не обладает достаточными знаниями в сфере налогового и бухгалтерского учета или у него нет квалифицированного штата юристов. В итоге в процессе своей деятельности он понимает, что дальнейшее развитие бессмысленно.

Вот тут-то его и подстерегает засада: документы-то в любом случае приводить в порядок нужно. Получается, то, что не делалось за время ведения бизнеса, нужно сделать в ограниченный период времени. Спрашивается зачем? А затем, что согласно ст.

100 и 101 Налогового Кодекса РФ налоговая служба осуществляет так называемую выездную ликвидационную проверку. Цель проверки при закрытии ООО – вынесение решения: одобрить ликвидацию или нет.

Если в ходе проверки будут найдены несоответствия в документальной базе или ошибки при ведении документооборота, то:

  • на руководителя будет наложен штраф в денежном эквиваленте, выплатить который нужно не позднее десяти календарных дней;
  • результаты проверки при ликвидации ООО могут быть официально опубликованы, что не с лучшей стороны охарактеризуют компанию и могут негативно отразиться на дальнейшей деятельности ее руководителя;
  • ООО вообще не получит свидетельства о ликвидации.

Важно! Не только документальная проверка может ожидать при ликвидации ООО со стороны налоговиков. Проверяющие имеют право проводить личный осмотр помещений проверяемого юридического лица.

Какие полномочия имеются о ИФНС

Налоговые органы наделены весьма обширными полномочиями. Так, они имеют право:

  1. Осуществлять контроль за тем, как ООО соблюдает законодательные нормы.
  2. Следить как ООО применяет контрольно-кассовую технику, включая корректность ее регистрации.
  3. Проверять документы, касающиеся налогообложения с целью выявления не предоставленных в инспекцию деклараций или неуплаченных налогов.
  4. Взыскивать выявленные недоимки.
  5. Проводить налоговые проверки как камеральные, так и выездные. К последним относится проверка ООО при ликвидации.

Как проходит проверка ООО при ликвидации

Несмотря на то что на рассмотрении стоит вопрос «как ликвидировать ООО без проверок» знать, что проверяют при ликвидации ООО нужно каждому руководителю. Итак, важные моменты:

  1. Проверка при ликвидации ООО проводится строго после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, переданного в налоговую службу.
  2. После изучения переданного документа на предмет наличия кредиторской задолженности и оценки финансового положения ликвидируемого предприятия налоговая инстанция принимает решение о необходимости в выездной проверке.

При положительном решении, которое оформляется в виде уведомления о предстоящей проверке начинается сам процесс проверки ООО при ликвидации по следующей схеме:

  1. Проведение инвентаризации с целью сверки фактического наличия и указанных в документах денежных средств, активов и прочее.
  2. Истребование документальной базы, куда входят расходно-доходные, банковские и кассовые операции, первичная документация и прочее.
  3. Осмотр помещений на предмет соответствия указанного в документах имущества действительности. Осмотр проводится в присутствии понятых лиц.
  4. Подготовка справки, содержащей результаты проверки по ликвидации ООО и ее сроки.

Три месяца дается работникам налоговой службы, чтобы проанализировать полученную информацию и принять решение о ликвидации ООО. Результат проверки оформляется специальным актом, содержащим все выявленные нарушения или сведения об отсутствии таковых.

Важно! Проверке при ликвидации ООО подвергаются только данные за три предшествующие ей года. В течение тридцати дней можно оспорить постановление налоговиков. Для этого нужно оформить возражение на предоставленный акт и направить его в вышестоящий орган налоговой службы.

И еще важный момент: чтобы закрыть ООО без проверки нужно знать в каких случаях без нее никак не обойтись. Итак, проверка ООО при ликвидации обязательна:

  1. При получении сведений о ликвидации от иных источников, т. е. руководитель компании не потрудился лично оповестить налоговую инстанцию о предстоящей ликвидации.
  2. Если в ходе ликвидации в предоставленной бухгалтерской отчетности были выявлены нарушения.
  3. Если был установлен факт непогашенных долговых обязательств или финансовых нарушений.

По сути, проверка ООО при ликвидации со стороны налоговой службы является одним из этапов закрытия компании (ст. 89 Налогового Кодекса РФ), поэтому она вполне законная и может быть проведена на любых основаниях.

Теперь непосредственно о случаях, при которых ликвидация ООО возможна без проверки налоговой.

Когда возможна ликвидация ООО без проверки

Закрытие ООО без проверок возможно, но только при соблюдении следующих условий:

  1. Фирма предоставила нулевой баланс.
  2. В течение длительного периода времени (не менее трех лет) организация не осуществляла свою деятельность, при этом:
    • у предприятия нулевой штат наемных служащих;
    • нет операций по банковским счетам;
    • отсутствуют начисления и выплаты по оплате труда.
  3. На момент ликвидации общество не имеет дебиторской и кредиторской задолженности.
  4. У компании нет обязательств перед внебюджетными фондами и бюджетом.
  5. Компания вела бухучет без ошибок.
  6. Фирма может предоставить документы, удостоверяющие своевременную сдачу отчетности в налоговые структуры.

Совет! Если хотите ликвидировать ООО без проверок, то подготавливайте своевременно всю документальную базу без ошибок или сразу обратитесь к специализированным компаниям, которые помогут ликвидировать деятельность быстро и без проблем.

Что еще нужно знать

Чтобы снизить риск налоговой проверки и минимизировать выявление налоговиками ошибок в учете можно в ходе ликвидации ООО самостоятельно провести аудит, который может быть как внешним, так и внутренним. Первый проводится независимыми аудиторами со стороны, второй – силами самого предприятия.

Собственная проверка при ликвидации ООО поможет заблаговременно выявить имеющиеся недочеты или непогашенные долги и быстренько все исправить, чтобы сдать «красивый» промежуточный баланс.

Хорошим подспорьем станет и факт своевременной и в полном объеме сдачи налоговой отчетности при камеральных проверках. Если эти проверки завершались без вопросов со стороны налоговиков, то вполне вероятно они не будут посещать ООО при его ликвидации.

Как узнать ликвидирована ли организация по ИНН

В ходе ликвидации ООО его руководителю не терпится узнать, как продвигаются дела. По правилам налоговая служба должна выслать официальное уведомление о ликвидации. Но если проверка затянулась, а узнать о состоянии дел хочется, то можно сделать следующее:

  1. Зайти на официальный сайт ФНС и по ИНН компании узнать в какой стадии ликвидации она находится.
  2. Подать в ИФНС запрос и получить выписку ЕГРЮЛ.
  3. Обратиться на сайт Высшего арбитражного суда если ООО участвует в роли должника в деле о банкротстве.

Более подробно по проверке ликвидирована ли ООО читайте в отдельной статье.

Заключение

Оградить от налоговой проверки при ликвидации ООО смогут только добросовестный учет, корректное ведение документации, своевременная сдача отчетности и уплата всех платежей. Делать это нужно, даже если компания не осуществляет свою деятельность и у нее уже распущен весь штат специалистов. В противном случае о ликвидации ООО без проверок можно только мечтать.

Источник: https://baumlex.ru/zakryt-ooo-bez-nalogovoy-proverki.html

Вопрос по праву
Добавить комментарий