Конфликт интересов 44 фз

Конфликт интересов по 44 фз

Конфликт интересов 44 фз

Благодаря данному требованию все участники закупки находятся в равном положении, а представители заказчика не заинтересованы в победе того или иного конкретного участника.

Независимо от того, каким из конкурентных способов, предусмотренных контрактной системой, осуществляется закупка, подтвердить отсутствие конфликта интересов участник может только одним способом – продекларировав это.

При этом комиссия не имеет права требовать какого-либо подтверждения соответствия участника требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Иными словами, комиссия, рассматривающая заявки, должна поверить участнику на слово.

Однако на практике не все участники добросовестно следуют требованиям законодательства о госзакупках и указывают достоверную информацию. И если при проведении электронного аукциона факт несоответствия может быть обнаружен еще на этапе рассмотрения заявок, то при запросе котировок это обычно происходит на этапе заключения контракта.

Публикации

Правда, согласно его разъяснениям, ситуацию так нужно трактовать только в случаях, когда полномочия заместителей позволяют им влиять на процедуру закупки и результат её проведения.

Суд привел в пример спор хозяйственного общества, участвовавшего в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара.

Компания задекларировала отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

По результатам рассмотрения заявки конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

6 спорных моментов конфликта интересов при госзакупках

Во избежание конфликта интересов фигуранты двух этих списков не должны: • Состоять в браке; • Являться родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками); • Являться полнородными или неполнородными братьями и сестрами (то есть иметь общую мать, отца или обоих родителей); • Являться усыновителями и усыновленными.

Указанный пункт был внесен в закон в 2013 году и вступила в силу 1 января 2014 года.

Законодатели исходили из мысли, что родственные связи ставят одного из участников аукциона в более выгодное положение по сравнению с остальными, что противоречит принципу равноправной конкуренции.

За два с половиной года теория была проверена практикой, и теперь Верховный суд итоги «полевой работы».

Конфликт интересов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

N «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(2) (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

Благодаря данному требованию все участники закупки находятся в равном положении, а представители заказчика не заинтересованы в победе того или иного конкретного участника.

Подтверждение соответствия участника Независимо от того, каким из конкурентных способов, предусмотренных контрактной системой, осуществляется закупка, подтвердить отсутствие конфликта интересов участник может только одним способом – продекларировав это.

При этом комиссия не имеет права требовать какого-либо подтверждения соответствия участника требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, комиссия, рассматривающая заявки, должна поверить участнику на слово. Однако на практике не все участники добросовестно следуют требованиям законодательства о госзакупках и указывают достоверную информацию.

И если при проведении электронного аукциона факт несоответствия может быть обнаружен еще на этапе рассмотрения заявок, то при запросе котировок это обычно происходит на этапе заключения контракта.

В госзакупках появится понятие «конфликт интересов»

Они хотят, чтобы при подаче заявки среди документов было подтверждение об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

Проверить данные можно с помощью государственных информационных систем, содержащих необходимые сведения, указано в законопроекте.

Под конфликтом интересов предложено понимать: случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, бенефициарным владельцем, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Как законно разрешить конфликт интересов по 44-ФЗ?

1176 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 1176 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Образовательное бюджетное учреждение заключило договор на обучение с бюджетным медицинским учреждением.

руководители учреждений родственники. есть ли конфликт интересов 10 Августа 2019, 11:04, вопрос №2074912 Залина, г.

Ставрополь Ответы юристов (1) 104 ответа 29 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Конфликт интересов наступает, если лицо со стороны заказчика состоит в браке или родственных отношениях с представителем участника закупки.

В понятие родственных отношений входят родственники по прямой линии, то есть дети и родители или внуки и деды и бабушки, а также неполнородные и полнородные братья и сестры, усыновленные и их усыновители.

Следовательно, в Вашей ситуации наблюдается конфликт интересов 10 Августа 2019, 11:11 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 12 Мая 2015, 21:02, вопрос №834683 27 Апреля 2019, 14:05, вопрос №1622862 13 Августа 2019, 15:25, вопрос №1722598 01 Декабря 2019, 15:19, вопрос №1459478 23 Октября 2019, 15:51, вопрос №1417296 Смотрите также Правовед.ru В мобильном приложении и Telegram юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос! Мы стараемся! Угостите дизайнера чашечкой кофе, ему будет приятно

Источник: http://advokatssr.ru/konflikt-interesov-po-44-fz-12148/

Конфликт интересов в госзакупках – взгляд ВС РФ

Конфликт интересов 44 фз

В качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам закупки, закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – закон о контрактной системе). При этом в Законе четко обозначено, что именно понимается под этим требованием.

Так, понятие “конфликт интересов” охватывает случаи, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, оказываются в ситуации, угрожающей конкуренции при осуществлении закупки.

Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:

  • физическими лицами и ИП – участниками закупки;
  • выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки;
  • единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.);
  • членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
  • руководителем учреждения или унитарного предприятия;
  • иными органами управления юридических лиц – участников закупки.

Разбору неоднозначных ситуаций, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, связанных с применением п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, посвящен Обзор от 28 сентября, утвержденный Президиумом ВС РФ (далее – Обзор).

Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с конфликтом интересов в закупках, – в материале.
 

Декларирование факта отсутствия конфликта интересов – обязанность участника закупки

По мнению судов, участник закупки, вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, указывающих на конфликт интересов, обязан подать декларацию о своем соответствии требованиям п. 9 ч. 1 ст.

31 закона о контрактной системе. Сделать это можно либо в виде отдельного документа в составе заявки на участие в закупке, либо путем проставления отметки об этом в соответствующей графе электронной документации (абз.

7 п. 1 Обзора).

При этом даже если де-факто конфликт интересов отсутствует, недекларирование претендентом на заключение контракта этого обстоятельства является основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям Закона (абз. 7 п. 1 Обзора)

В обоснование этой позиции суды, в частности, указывают на обязательность такого декларирования, в том числе факта отсутствия конфликта интересов, в силу п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе.
 

Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?

О том, может ли заказчик отказать участнику в допуске к участию в аукционе, если первая часть заявки подана на фирменном бланке и содержит в том числе рекламную информацию, узнайте из “Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный

доступ на 3 дня!

Получить доступ

Это касается электронных способов определения поставщика.

Так, суды не видят нарушения законодательства о контрактной системе в случаях, когда участники электронных аукционов не включают в состав второй части подаваемых ими заявок документы, декларирующие отсутствие конфликта интересов, при этом ограничиваяссь проставлением соответствующих отметок в электронной заявке средствами электронной площадки.

По мнению судов, такие действия поставщиков свидетельствуют о соблюдении ими письменной формы подачи декларации в соответствии с положениями ГК РФ о форме договора. Напомним, в соответствии с гражданским законодательством обмен сторонами электронными документами также является одним из вариантов заключения договора в письменной форме (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Кроме того, как отмечают авторы документа, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, также не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе (п. 9 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе, абз. 4-5 п. 2 Обзора).
 

Свидетельствовать о наличии конфликта интересов может не только должность но и состав функциональных обязанностей должностного лица 

Практика рассмотрения дел о нарушениях в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок показывает, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей и должностных лиц заказчика, но и в отношении лиц, полномочия которых являются тождественными им, хотя сами эти лица и не поименованы в законе о контрактной системе. В частности, если должностные обязанности заместителя руководителя контрактной службы совпадают с полномочиями ее руководителя и позволяют влиять на процедуру и результат закупки, то его родственная связь с заинтересованными лицами участника закупки может стать причиной отмены ее результатов.

Суды при этом отмечают, что положения закона о контрактной системе, касающиеся конфликта интересов, следует применять с учетом принципов гласности и прозрачности закупок, направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции (ст. 6, ст. 8 закона о контрактной системе). Более того, эти нормы корреспондируют п. 1-2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, в которых закреплены аналогичные требования.

Таким образом, отмечают авторы Обзора, допуск к закупке ее участника при таких условиях может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика и нарушению порядка определения победителя закупки (абз. 9 п. 3 Обзора).

В то же время, если полномочия, к примеру, заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям ее руководителя и не позволяют влиять на ход закупочного процесса, то при таких условиях оснований для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика в аналогичной ситуации нет (абз. 11-13 п. 3 Обзора).
 

Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика

Признаки конфликта интересов могут быть установлены судом в случае, когда руководитель заказчика выступает представителем учредителя участника закупки и выполняет административные функции в органах управления этой организации.

Так, к примеру, если глава администрации муниципального образования входит в состав правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, то участие такой организации в организованной муниципалитетом закупке недопустимо. По мнению судей, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо (абз. 8 п. 4 Обзора).

ВС РФ подчеркнул, что не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.
 

Участник закупки должен соответствовать всем установленным требованиям до момента выявления победителя

Речь идет о ситуациях, когда основание, свидетельствующее о конфликте интересов, возникает уже в ходе процедур определения поставщика. Суды полагают, что такой предприниматель не может участвовать в закупке и ссылаются на недопущение нарушения конкуренции при осуществлении закупок (ст. 8 закона о контрактной системе).

При этом доводы о том, что на момент подачи заявки условия для конфликта интересов отсутствовали, на решение судей об отмене результатов закупки не повлияют.

“Обеспечение конкурентной среды посредством соблюдения требования закона об отсутствии конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком необходимо на всем протяжении организации и проведения закупок”, – подчеркивают авторы документа (абз. 10 п. 5 Обзора).

В то же время обратная ситуация, когда участник закупки не соответствовал требованиям закона на момент подачи заявки, однако в момент определения победителя конфликт интересов между ним и заказчиком устранен – не имеет правового значения.

Суды аналогичным образом исходят из того, что соблюдение требования закона об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов необходимо с момента подачи участниками закупки заявок, содержащих декларацию об отсутствии конфликта интересов, и до момента выявления поставщика (абз. 5 п. 6 Обзора).
 

Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов

При этом аргумент о том, что на этапе допуска к участию в процедуре закупки проверка декларации участника об отсутствии конфликта интересов не является обязательной, не подтверждается судебной практикой.

Так, суды обосновывают обязанность закупочных комиссий проверять представляемые участниками закупок необходимые сведения, опираясь на установленные в законе требования.

Более того, заказчик при выявлении в том числе факта наличия конфликта интересов обязан принять меры по отстранению участника закупки или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика – уверены судьи (ч.

8-9 ст. 31 закона о контрактной системе, абз. 6-7 п. 7 Обзора).

Между тем, повторно рассматривать заявки участников закупки в случае обнаружения в отношении одного из них конфликта интересов нет необходимости. Более того, подобные действия комиссии по осуществлению закупок будут противоречить законодательству о контрактной системе.

При этом суды исходят из того, что после составления протокола рассмотрения заявок заказчики уже не вправе ни заменить “скомпрометированного” члена комиссии, ни признать заявку участника закупки несоответствующей установленным документацией о закупке требованиям.

Единственным правильным решением заказчика в такой ситуации будет отстранение участника от участия в определении поставщика (ч. 9 ст. 31, ч. 6 ст. 39, ч. 6 ст. 69 закона о контрактной системе, абз. 6 п. 8 Обзора).
 

Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожным

ГК РФ называет оспоримой сделку, которая нарушает требования закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ). В то же время, если сделка не только является противозаконной, но и при этом посягает на публичные интересы либо права третьих лиц, то по общему правилу она является ничтожной (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

При этом ранее ВС РФ разъяснил, что посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п.

75 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).

Одновременно законодательство о контрактной системе запрещает заказчикам и участникам закупок совершать любые действия, которые противоречат требованиям закона о контрактной системе, в том числе если они приводят к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).

Следовательно, контракт, заключенный в условиях конфликта интересов, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, а значит, посягает на публичные интересы, заключили судьи (абз. 7 п. 9 Обзора).

Авторы Обзора также добавляют, что по смыслу ст.

167 ГК РФ, вследствие недействительности контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом отмечается, что применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки (абз. 8 п. 9 Обзора).
 

Заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, в ходе исполнения которого стало известно, что поставщик не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. Законных оснований помешать ему нет

Суды допускают возможность выявления заказчиками нарушений, допущенных при заключении контракта, уже в процессе его исполнения.

Между тем суды не только вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если стало известно о нарушениях, которые допустил участник закупки и которые позволили ему стать победителем, но и обязаны сделать это (ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).

При этом отмечается, что несоблюдение требования об отсутствии конфликта интересов влечет ничтожность государственного контракта, а правило об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки (п. 1-2 ст 167, п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).

Кроме того, отмечают судьи, заказчики, проводя оценку добропорядочности потенциальных контрагентов, вправе выходить за рамки тех сведений, которые были предоставлены участниками закупки (абз. 7 п. 10 Обзора).

Документы по теме: 

Источник: https://www.garant.ru/article/954016/

Конфликт интересов 44 фз

Конфликт интересов 44 фз

В статье 11 27-ФЗ приводится ряд мер, которые направлены на устранение конфликта интересов:

  • Снятие должностного лица с занимаемой должности.
  • Изменение служебного положения или должностных обязанностей лица, которое выступает стороной в конфликте интересов.
  • Добровольный отказ должностного лица от получения выгоды, которая послужила причиной появления конфликта.
  • Самоотвод должностного лица, ставшего стороной конфликта.

Бездействие комиссии по урегулированию конфликта интересов считается нарушением законодательства. В случае выявления подобного факта, для установления степени ответственности, расследование проводится органами прокуратуры.

Он регламентируется пунктом 9 части 1 статьи 31.

При этом под понятием «конфликт интересов» понимаются ситуации, при которых руководитель организатора закупки, кто-либо из членов закупочной комиссии или контрактный управляющий имеют тесную связь с физическими лицами, которые становятся выгодоприобретателями, являются единоличным исполнительным органом или участниками коллегиального исполнительного органа потенциального поставщика. Под выгодоприобретателем понимается физическое лицо, напрямую или косвенно владеющее более чем 10% акций участника закупки или частью уставного капитала, превышающую 10%.
Конфликт интересов наступает, если лицо со стороны заказчика состоит в браке или родственных отношениях с представителем участника закупки.

Конфликт интересов

Внимание

Одним из важнейших нововведений, привнесенных Федеральным Законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ в механизмы проведения государственных и муниципальных закупок, является обязательное требование к отсутствию конфликта интересов между участниками и организаторами торгов. Это единое требование к участникам закупки, вне зависимости от выбранного конкурентного способа.

Конфликт интересов в контрактной системе Следуя пункту 9 части 1 статьи 31, заказчик обязан установить единое требование об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и представителями заказчика.

Проверка участников закупки и заказчика на конфликт интересов

Поскольку требовать какое-либо документальное подтверждение соответствия требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия не имеет права, тот факт, что участник указал недостоверную информацию может обнаружится на любом этапе осуществления закупки.

Как применяется норма закона № 44-фз о запрете конфликта интересов

Важно

Друзей и бывших супругов запрет не коснется Минфин разработал законопроект, запрещающий родственникам заказчика участвовать в закупках. Таким образом авторы рассчитывают обеспечить добросовестную конкуренцию при закупках госкомпаний и компаний с госучастием.

Новые правила могут заработать в январе 2018 года. Сейчас документ проходит обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Законопроект Минфина вносит изменения в 3 ст. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (закупки госкомпаний и компаний с госучатием).
Под новое регулирование подпадут участники закупки, руководители заказчика и члены комиссии по осуществлению закупок.

Главное об электронных закупках

Заказчик и исполнитель (выгодоприобретатель) не должны состоять в браке или быть близкими родственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, бабушками и дедушками, в том числе по одному из родителей). Это правило также распространяется на приемных детей и родителей.

Выгодоприобретателями авторы документа называют физических лиц, напрямую или косвенно (через одну или несколько компаний) владеющих более чем 10% голосующих акций компании, долей в уставном капитале более 10% или имеющих возможность определять решения, которые принимает другая компания. Например, распоряжаться более чем 50% ее голосующих акций или выполнять функций исполнительного органа этой компании. Заказчики должны будут проверять участников закупок на наличие прямого или косвенного конфликта интересов через Единую информационную систему.

Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 44-ФЗ понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.(П. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Конфликт интересов по 44 фз

Данный обзор посвящен всего одной норме Закона № 44-ФЗ – пункту 9 ч. 1 ст. 31.Она введена сравнительно недавно – с 2014 года и устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

Речь идет о случаях, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке либо являются близкими родственниками с физлицами, являющимися выгодоприобретателями, гендиректорами, членами совета директоров участника закупки.

Верховный Суд, изучив судебную практику по применению данной нормы, сформулировал 10 выводов с разъяснениями по их применению.

Источник: http://vipkonsalt.ru/konflikt-interesov-44-fz/

Вопрос по праву
Добавить комментарий